Страница учителя- дефектолога

Учитель-дефектолог Гук И.Г. рекомендует

Консультация для родителей:

«Какие проблемы решает учитель – дефектолог»

          «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К сожалению,  речь идет не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику, некоторые начинают возмущаться - «Какой еще дефектолог? У меня нормальный ребенок!» Такую фразу  приходилось слышать и не раз, что дефектолог - это учитель, который учит умственно отсталых. А вот педагоги компетентные в этом вопросе, с удовольствием бы направили ребенка на занятия к дефектологу!

Так кто же такой, этот дефектолог?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательных учреждений  или испытывают трудности при обучении.  Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество направлений: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Задачи учителя-дефектолога

Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика осуществляется только по запросу педагогов и родителей. Дефектолог не может прийти в класс или группу и просто взять кого-то из детей на диагностику. Для диагностики нужны обоснования.

Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.

На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.

А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит несколько направлений. Коррекционная работа разделена на блоки.

Блоки коррекционной работы

1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь,  как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является -  учебная. У дошкольников – игровая. К сожалению, не у всех детей она ведущая, особенно у учащихся начальной школы. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и ,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на старших дошкольников и  на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе. На своих занятиях прежде всего дефектолог корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций.

Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается учитель-дефектолог.

Дефектологические занятия детям очень интересны, ведь на  занятиях они учатся в игре. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха.

На занятиях используются игрушки, картины, компьютер, песок, карточки, карандаши, краски и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий

  1. Шнуровка. Работая с обычными шнурками, у ребенка ведь развивается не только мелкая моторика, но и мышление, связная речь, усидчивость.
  2. Раскраски. На первый взгляд, раскраска и есть раскраска, но она не обычная, она с математическими примерами, прежде чем начать раскрашивать, ребенок должен произвести математический подсчет в уме, затем выбрать заданный цвет и только после этого приступать к раскрашиванию.
  3. Кубики. Всем известна такая игрушка, как кубики, только наши кубики необычные, каждая сторона имеет свой цвет, а то и два. Задача ребят – составить узор. Для выполнения этого задания у ребенка включается зрительное восприятие, образное мышление, воображение.
  4. Песок. Это одно из любимейших занятий всех детей, никто не откажется засунуть руки в теплый песок, зарыть глаза и представить себя на побережье… На песке можно рисовать пальчиками, выкладывать узоры из бусинок, поиграть с мелкими игрушками.
  5. Рисование капельками воды. Это занятие успокаивает детей, заряжает позитивными эмоциями, и просто это очень красиво. В завершение хочется пожелать родителям, педагогам терпения, успеха, мудрости в воспитании Ваших детей. Ну а если у вас возникают проблемы, вы можете обратиться за помощью к понимающим в этом вопросе специалистам: дефектологам, логопедам и психологам.

 

свернуть

Учитель-дефектолог Щемелева А.В. рекомендует

 

Консультация для педагогов

«Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.

Важнейшие условия правильной речи - это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.

Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания): в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот, а при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос. Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Обычное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольное. Вдох и выдох производятся через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом.

Речевое дыхание - это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер, плечи же остаются неподвижными. Вначале высказывания говорящий может вдохнуть носом, но при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот.

Для развития речевого дыхания нужно научить детей делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы (между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе - сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Как вы думаете? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно, поэтому им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ему недостаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, а вызвать звук не удается. Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Тест1.

Предложите ребенку выполнить упражнение «Фокусник».

Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2.

Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик».

Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.

Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

Дети получают знания о том, что:

- вдох осуществляется через рот,

- при вдохе нельзя поднимать плечи,

-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха.

Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:

- звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

- в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

Существует множество игр на развитие речевого дыхания

Данные упражнения так же эффективны для детей с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на ритм, темп, тембр и логическое ударение, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.

Игры с педагогами

«Листопад»

Цель: Развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Описание: Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Ход: Веселая вертушка.

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Веселая вертушка

Ведет меня к реке,

Где квакает лягушка

В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

Количество повторов: повторить 3-4 раза.

«Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

Ход:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки,

Белые пушинки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки на палочке.

Количество повторов: повторить 4-6 раз.

«Сдуй шарик»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

ВЫВОД:

Правильное речевое дыхание:

-обеспечивает нормальное звукообразование;

-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

- предохраняет голосовой аппарат от переутомления.

                              

список используемых источников

1 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.

2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

свернуть