Гражданско-патриотическое воспитание

Государственная символика Беларуси

Государственный флаг

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Он представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь".

Государственный гимн Республики Беларусь

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях, перечень которых закрепляется в законодательстве.

Государственный гимн имеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризна.

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

свернуть

Виртуальная экскурсия по городу Лида

Консультации для родителей по гражданско-патриотическому воспитанию

«Звяры, што ходзяць у пустыні, ведаюць ямы свае; птушкі, што летаюць у паветры, ведаюць гнёзды свае; пчолы і ім падобныя бароняць вуллі свае. Гэтак жа і людзі – дзе нарадзіліся – да таго месца вялікую ласку маюць»

Ф. Скарына

 

 

Возрождение Республики Беларусь как суверенной, демократической державы, становление нового общества требует новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, формирование у него чувства патриотизма, активной гражданской позиции.

Каждый человек относится к определенному народу, и в соответствии с этим у него есть национальность. Национальность нельзя выбрать по своему вкусу или желанию.

У каждого народа есть своя история, свои корни, традиции, свой язык, свои обычаи.

 

Трэба ведаць, сэрца просіць

Як бацькам, дзядам жылося,

Як сахой даўней аралі,

Потым, як яе барлялі.

Трэба ведаць і пра тое,

Апраналі што, якое.

П. Броўка

 

Большую часть впечатлений человек выносит со своего детства. И эти впечатления остаются с ним на всю жизнь.

Образные выражения – «любовь к Родине-матери», «преданность Отчизне», «отчий край» и другие – свидетельствуют о том, что истоки патриотических чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. Воспитание патриотизма у дошкольников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился, и где находятся могилы его предков, что становится в будущем основой для воспитания преданности, любви, уважения к своей стране.

«Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «родной детский сад», «родная улица», «родной город», «родной край» - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке чувство Родины. Все мы прекрасно помним, что стержнем патриотического воспитания ребенка является любовь к матери, родным и близким, с ощущением сердечного тепла, внимания и заботы.

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Они чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

И вам, уважаемые родители, следует больше внимание уделять своим детям: рассказывать о своей работе, какую пользу приносит ваша работа людям, рассказывать о людях, которые работают вместе с вами.

Старайтесь воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к ее членам; развивайте самопознание ребенка и уважение к себе; помогайте ему осознать свои достоинства и недостатки; развивайте способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи; воспитывайте сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.

Ребенок будет ценить семью, уважать, любить ее, если у вас в семье празднуются семейные праздники: «День рождения любимой бабушки», «Мамочкин праздник» и т.д.; если у вас есть свои семейные традиции.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Целенаправленное ознакомление с городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет, где живут и работают его родители. Задача родителей – углублять это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш постоянно бывает, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом… Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «Я». 

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад. Это улица спящая, деловая, с группками людей на автобусной остановке. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весною с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольников при виде праздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огне!

Так ребенок, с помощью близких, всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь нашего родного города.

При ознакомлении ребенка следует учитывать его психологические особенности. Поэтому знакомство должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.

А с какими объектами полезно знакомить маленьких лидчан? В городе есть множество замечательных мест, которые характеризуют образ жизни наших людей, их трудовую и культурную жизнь. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщения его к жизни лидчан; бережно относится ко всему тому, что его окружает: не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения. С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город.

Знакомя детей с нашим городом, нельзя умолчать о память старшего поколения – подвига лидчан в годы Великой Отечественной войны. Большую роль имеет привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитывать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

Еще мне бы хотелось подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Большую роль в воспитании у ребенка патриотических чувств имеет посе-щение семьей музея. Вы знаете, в нашем городе имеются историко-художест-венная галерея, краеведческий музей. Посещение музея, кроме всего прочего, воспитывает у него познавательный интерес, развивает мышление, обогащает его словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит к школе.

Каждый из вас хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве, живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музеев дает возможность знакомить детей с прошлым нашей страны, нашего города, с природой нашей местности, помогает воспитывать интерес и любовь к родному краю. Поход в музей – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет всем, взрослым и детям, радость, оказывая эмоциональное воздействие на них. Важно чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка. После посещения музея, для воспитания у него нравственных качеств, для его развития, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, т.к. в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то. Что он запомнил. Помочь ему прожить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании книг, буклетов, в рисовании и т.д. ребята живо откликаются на красоту, стремятся к прекрасному, их увлекает творчество. Поэтому ребенку целесообразно предложить изобразить в рисунке то, что ему запомнилось больше всего в залах музея, при этом записав его рассказ об увиденном. Рисунок хорошо показать воспитателям и детям в детском саду, а также поделиться своими впечатлениями с друзьями. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи.

Уважаемые родители! Вы понимаете, что невозможно вырастить ребенка гражданином Беларуси, не зная родного языка. Мы, в свою очередь, на занятиях и в повседневной жизни знакомим наших ребят с белорусским языком. Но без вашей помощи ничего не получится. Читайте им сказки, книги. Стихи на родном языке, объясните значение непонятных слов.

В современной педагогике все большее распространение получают понятия «планетарное мышление», «толерантное отношение к людям Земли». Поэтому уже в дошкольном возрасте нужно дать детям элементарные понятия о планете Земля, знания, что на ней живет много людей разных национальностей, которые отличаются и внешним видом, и языком, и своими традициями, обычаями, но каждый народ имеет право на существование.

А мы – Белорусы. Мы любим свой озерный край, гордимся своим народом, своими достижениями в мире техники, культуры, науки. И должны приложить усилия. Чтобы и нами дети выросли с гордостью в своих сердцах за Родину, в которой они родились и живут. Хочу закончить словами нашего белорусского поэта Я. Купалы:

 

Я буду маліцца і сэрцам,

                                     і думамі

Распятаю буду маліцца душой,

Каб чорныя долі

                          з мяцеліцай шумамі

Ужо больш не шалелі

                          над роднай зямлёй.

Малюся я небу, зямлі і прастору,

Магутнаму Богу –

                         Усясвету малюся,

Ва ўсякай прыгодзе,

                          ва ўсякую пору

За родны загон Беларусі.

свернуть

Виртуальные экскурсии

Виртуальные экскурсии

Минск - столица Беларуси

https://youtu.be/xsSex5Z9BIg

Беловежская пуща

https://youtu.be/JuUuSFvMmMU

Фильм про Витебск

https://youtu.be/etzARfY69MA

Беларусь - таинственная страна в центре Европы

https://youtu.be/itHPl6QXKus

Достопримечательности Беларуси Замок в Несвиже

https://youtu.be/1LvjR960pgw

Достопримечательности Беларуси Мирский замок

https://youtu.be/YL7AoXH_tl4

Ботанический сад Минск

  https://youtu.be/CV-SQCGH7BI

Лидский замок

https://www.youtube.com/watch?v=K6eh47vSSOE

Лида - наш город

https://www.youtube.com/watch?v=OuUD6a0md5g

свернуть

Консультация "Как вырастить маленького патриота"


Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…

Владислав Кернис Амелин


Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Формирование любви к Родине начинается с песни мамы, с картинки в книжке, с того уголка, где дети живут.

В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

 


Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?


Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии родного города, делятся впечатлениями. Предоставьте им такую возможность.
Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашему городу и по всей Гродненской области можно совершать увлекательные путешествия и по фотографиям, осуществлять при помощи Internet виртуальные экскурсии.
Приобщайте детей к народным праздникам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. У детей не должны быть искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - это шаг к возрождению Беларуси.

 

Используемая литература:

1.Журнал "Пралеска"  №5 ст 13-20 2014 год

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

 

  Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

 

  В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте  4  одна  из  задач  гласит: формировать гражданственность и  национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе «Требования к структуре учебной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – «Ребёнок и общество»: формирование представлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

 

  Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

 

 В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

 

 Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

 

  Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

 

  Эффективным средством  является использование художественных материалов.

 

  Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

 

   В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

 

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

 

  1. Организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  2. Инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  3. Наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  4. Хороводные игры, игры-имитации;
  5. Чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  6. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  7. Рассматривание семейных фотографий и др.

 

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

 

 

  1. Этические беседы о городе, родной стране, мире;
  2. Экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  3. Рассматривание иллюстраций об особенностях природы , разных стран;
  4. Знакомство с элементами национальной культуры;
  5. Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

 

 При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

 

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

 

 В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

 

  Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

 

 Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

 

 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 

 Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

 

 Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

 

 Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

 

 Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

Используемая литература:

1.Приобщаемся к нравственно-правовой культуре/ Автор-составитель Т.С. Лобанок, Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

 

свернуть